С 2003 года в Центре Детского Творчества «Радуга» ведётся последовательная работа по пропаганде и развитию шахмат в посёлке. За эти годы мною накоплен достаточно серьёзный потенциал, созданы условия для развития шахматного образования. Опыт деятельности объединения «Шахматное королевство» представляю вашему вниманию.
Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность. В шахматное объединение принимаются учащиеся младшего и среднего школьного возраста (7 – 14 лет) на общих основаниях. Программа рассчитана на 3 года обучения, ориентирована на проведение занятий по шахматам в 1-ый год обучения – 1 занятие в неделю, во 2-ой год обучения – 2 занятия, в 3-ий год обучения – 3 занятия. Объединение включает в себя 3 учебных группы, в которые входят учащиеся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Каждая группа объединяет юных шахматистов на основе их примерно одинаковой подготовленности.
Основная цель программы: на основе личностно-ориентированного подхода повысить образовательный уровень обучающихся, привить интерес и любовь к мудрой игре – шахматы.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности юных шахматистов, методики подачи учебно-тематического материала на разных ступенях обучения постоянно меняются. Считаю, что юных шахматистов надо учить одному и тому же, но по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.
Для всех групп обязательными являются:
§ Учет индивидуальных особенностей ребенка
§ Использование наглядности и дидактического материала
§ Творческий подход к изучению материала
§ Участие в турнирах и соревнованиях
§ Проведение конкурсов, викторин, игр, праздников
Учебно-тематический материал распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает. Самостоятельное комментирование или с тренером - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника - это значит решать его реальные проблемные ситуации. На уровне аналитической работы происходит:
§ процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика;
§ понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане продвижения вперед.
Занятия включают организационную теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят проекты по истории шахмат. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, с ветеранами-шахматистами, с бывшими выпускниками, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры, викторины и другое.
Реализуя программу, стремлюсь в процессе обучения воспитать у детей привычку к преодолению трудностей. Выстраиваю занятия по дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. Время от времени вношу в занятия элементы занимательности и новизны. Занятие - не урок, а творческое общение. Доступность, правильная и четкая формулировка задач, начало и завершенность занятий, включение дидактических игр, сказочных персонажей, шуточных тестов, занимательных шахматных физминуток делают каждое занятие интересным, увлекательным.
Учебно-тематический материал программы даётся с учётом развития тех качеств, которые пригодятся в жизни – логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, последовательность рассуждений. Большое внимание уделяется также развитию личностных качеств учащихся, таких как выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества служат важным критерием выбора основных методов обучения:
§ объяснительно-иллюстративный метод;
§ репродуктивный метод;
§ метод проблемного изложения;
§ частично-поисковый, или эвристический метод;
§ исследовательский метод.
Путём организованного обучения решаются образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
Обучающие задачи:
§ ознакомление с историей шахмат;
§ усвоение учащимися основных правил и теоретических знаний по шахматной игре;
§ умение пользоваться шахматной литературой (теоретическими справочниками, сборниками).
Развивающие задачи:
§ формирование системного и конкретного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого воображения;
§ развитие умений производить логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
§ развитие навыков самостоятельной работы;
§ формирование эмоционального отношения к эстетической стороне шахматного искусства;
§ формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность);
Воспитательные задачи:
§ формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению.
Еремина В.С.
педагог дополнительного образования |